Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

и народом. После издания «Правил о церковно-приходских шко­ лах» Синод разослал епархиальным архиереям циркуляр о всемерном поддержании и «попечении» церковно-при­ ходского образования. При Синоде был учреждён специ­ альный Училищный совет для заведования этими школа­ ми. Вновь воссоздаваемые церковно-приходские школы были двух типов — «одноклассные» (с двухлетним обра­ зованием) и «двухклассными» (с четырехлетним). В первых обучались молитвам, священной истории, крат­ кому катехизису, церковному пению, чтению церковной и гражданской литературы, четырём правилам арифме­ тики. В «двухклассных» воскресных школах к указанным предметам добавлялись история церкви и краткий курс истории страны. Преподавали в церковноприходских школах не только приходские священники, диаконы, церковнослужители, но и светские лица, даже учительни­ цы, при утверждении их епархиальным архиереем, под наблюдением приходского священника. Церковно-при­ ходские школы находились в подчинении Синода. Заве­ довали этими школами приходские священники, которые являлись и «законоучителями», то есть преподавателями главного предмета в школе — Закона Божьего. Многие церковно-приходские школы имели попечителей. Попе­ чителями избирались, как правило, местные купцы. Попечители оплачивали часть расходов на содержание школы: отопление, ремонт, книги и учебные принадлеж­ ности и так далее. В 1884 году, ко времени издания «Правил», в стране насчитывались 4213 церковно-приходских школ с 98800 учениками. Благодаря усилиям Синода и прави­ 426

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz