Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

народа. Столетиями школы при церквях были первыми и единственными школами на Руси. До половины 60­ х годов XIX века почти исключительно священники и другие члены причта1 были наставниками в сельских школах. В начале 80-х годов по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Константина Петровича Победонос­ цева церковно-приходские школы получили как бы «вто­ рое дыхание» и впоследствии — вплоть до революции 1917 года являлись одной из важных форм начального обучения. В изданных по его инициативе 13 июня 1884 года «Правилах о церковно-приходских школах» говорилось, что «школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности христианской и сообщить первоначальные полезные знания». Сам Победоносцев более откровенно говорил об истинном предназначении церковно-приходских школ: «Церковноприходские школы по самым условиям существующего в них обучения и надзора представляют собой гораздо более гарантий для правильного и благо­ надёжного в церковном и народном духе образования и потому заслуживают со стороны правительства под­ держки и поощрения». Победоносцев придавал церков­ но-приходским школам решающее значение в деле вос­ питания народных масс в духе преданности Православ­ ной Церкви и престолу. Он надеялся, что эти школы, субсидируемые правительством, дающие народу необхо­ димую грамотность, будут поддержаны и духовенством, 1Причт — состав лиц, служащих при какой-либо одной церкви (прихо­ де). 425

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz