Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

дятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, пова­ ров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениаль­ ными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию»1. Циркуляр был составлен на совещании министров внутренних дел, государственных имуществ, управляющего министер­ ством финансов и обер-прокурора святейшего синода Российской империи и опирался на воззрения Победо­ носцева о необходимости «остудить» российское обще­ ство, ограничив передвижение из «неблагородных» сло- ёв населения в разночинцы и студенты, основную дви­ жущую силу революционного подъёма предшествую­ щих лет. Кроме того, в 1886 году Деляновым были закрыты Высшие женские курсы, которые были вновь открыты через три года, но уже с новой, значительно изменённой программой. Также при Делянове была введена строгая процентная норма приёма евреев в высшие учебные заведения. В целом стоит отметить, что во второй половине XIX века значительно выросло количество начальных школ, что привело к заметному увеличению грамотности насе­ ления. В значительной мере это произошло благодаря усилиям земств. Но при этом последовательно прини­ мались меры, призванные сделать специальное образо­ вание, особенно высшее, достоянием только верхушки 1Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том десятый. Царствование Императора Александра III. 1885-1888 годы. — СПб., 1894. 422

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz