Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.
дятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, пова ров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениаль ными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию»1. Циркуляр был составлен на совещании министров внутренних дел, государственных имуществ, управляющего министер ством финансов и обер-прокурора святейшего синода Российской империи и опирался на воззрения Победо носцева о необходимости «остудить» российское обще ство, ограничив передвижение из «неблагородных» сло- ёв населения в разночинцы и студенты, основную дви жущую силу революционного подъёма предшествую щих лет. Кроме того, в 1886 году Деляновым были закрыты Высшие женские курсы, которые были вновь открыты через три года, но уже с новой, значительно изменённой программой. Также при Делянове была введена строгая процентная норма приёма евреев в высшие учебные заведения. В целом стоит отметить, что во второй половине XIX века значительно выросло количество начальных школ, что привело к заметному увеличению грамотности насе ления. В значительной мере это произошло благодаря усилиям земств. Но при этом последовательно прини мались меры, призванные сделать специальное образо вание, особенно высшее, достоянием только верхушки 1Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. Том десятый. Царствование Императора Александра III. 1885-1888 годы. — СПб., 1894. 422
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz