Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

и Михаила Каткова был назначен Иван Давыдович Деля- нов. К тому времени Делянов уже имел представление о том, в каких изменениях нуждается высшая школа Рос­ сии и имел определённый план по её реформированию. Этим планом предусматривалось принятие Университет­ ского устава. Уже 30 марта 1882 года устав был отдан на рассмотрение в Государственный совет. Помощником Делянова в разработке проекта устава стал министр внут­ ренних дел Дмитрий Толстой. Он полагал, что все выпускники университета обязаны сдать государствен­ ные экзамены, которые бы являлись показателем про­ фессиональных навыков и качеств выпускника. Разра­ ботка устава подразумевала под собой конкретную цель: улучшить университетское образование и сделать его максимально приближенным к потребностям государ­ ства. В Государственном совете проект устава был под­ вержен острой критике. Большинство участников совета отрицательно отнеслись к принятию данного документа, однако, были и те, кто разделял взгляды разработчиков устава. Самые большие разногласия у членов совета вызвал предусмотренный по уставу новый порядок назначения на управляющие должности внутри универ­ ситета. Александр III долго не мог решить, какую из сторон ему занять, но в итоге присоединился к меньшинству. В августе 1884 года царь созвал совет в Ропше, на кото­ рый были приглашены только те, кто поддерживал при­ нятие устава. И 23 августа 1884 года государь подписал указ Сенату о принятии Общего устава российских уни­ верситетов. Центральные положения Университетского устава 416

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz