Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

III с просьбой заточить своего великого однофамильца в Суздальский монастырь. Царь отклонил это предло­ жение после заступничества тётки писателя фрейлины А. А. Толстой. В 1890 году Александр III сначала запретил издание «Крейцеровой сонаты», но затем после обраще­ ния к нему графини Софьи Андреевны Толстой, он раз­ решил включить повесть в собрание сочинений, заявив при этом, «что он сам будет просматривать сочинения её мужа». Объектами цензурного надзора в рассматриваемый период являлась не только литература, но и другие худо­ жественные произведения — живопись, драматургия, фотография. Так, согласно приводимой Петром Андреевичем Зай- ончковским статистике, за период с 1882 по 1891 год дра­ матическая цензура проверила 3947 русских, 869 немец­ ких и 339 французских пьес. Из них запрещено 33% рус­ ских, 4,5% немецких и 0,5% французских. При этом Фео­ ктистов обосновывал высокий процент запрещений пьес отсутствием в них литературных достоинств, неприлич­ ным содержанием и «крайне вредной тенденциозно­ стью»12. Также цензурное ведомство, как никогда ранее, повысило наблюдение за библиотеками, усматривая в них рассадники крамольных идей. С этой целью Глав­ 1Зайончковский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия (политическая реакция 80-х — начала 90-х годов). — М., 1970. С. 301-302. 2Рейфман П. С. Цензура в дореволюционной, советской и постсовет­ ской России: в 2 т. Т. 1. Вып. 3: 1855-1917 гг. — М.: Пробел-2000, 2017. С.171. 414

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz