Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

годах 5% — 6%, а к 1897 году был снижен до 3,5%. Институт земских начальников. В 1889 году был вве­ дён институт земских начальников, в значительной мере вернувший утраченную в 1861 году власть и влияние дво­ рян на селе: земские начальники назначались из потом­ ственных дворян, контролировали сельское самоуправ­ ление и являлись первой судебной инстанцией для кре­ стьян и других проживавших на селе лиц из податных сословий. Административные полномочия земского начальника распространялись только на сельские обще­ ства и волости, а на всех остальных лиц — только в части их конфликтов по землепользованию с сельскими обще­ ствами. Основные задачи земского начальника как админи­ стратора состояли в решении всех вопросов землеполь­ зования крестьян. В этой части своей деятельности зем­ ские начальники выступали преемниками упраздненных уездных по крестьянским делам присутствий и в надзоре за деятельностью сообществ крестьян — сельских обществ и волостей. Земский начальник действовал на основании «Положения об установлениях, заведыва- ющих крестьянскими делами» 1889 года. Судебные полномочия земского начальника пред­ ставляли собой часть полномочий (менее важных) миро­ вого судьи, упраздненных при введении данной должно­ сти. Полномочия мировых судей по более важным делам были переданы уездным членам окружного суда. Зем­ ские начальники имели равные судебные полномочия с городскими судьями, образуя совместно с ними ниж­ нюю судебную инстанцию. Важной особенностью зем­ ских начальников и городских судей как судебной инстанции было то, что они не были отнесены к системе 397

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz