Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.
никам — Крамскому, Верещагину, Репину, Поленову. Они часто вместе музицировали: Мария играла на фортепиано, а Александр — на кларнете. По воспоми наниям современников, Мария Фёдоровна, была худо жественно и музыкально одарённой натурой. Поэты и композиторы посвящали императрице стихи и роман сы. Так, например, известный русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал 12 романсов, ей посвящён ных. Среди этих романсов были: «Вчерашняя ночь.» (слова А. С. Хомякова), «Я тебе ничего не скажу.» (слова А. А. Фета), «О, если бы знали Вы.» (слова А. С. Пушки на), «Простые слова» (слова П. И. Чайковского), «Ночи безумные» (слова Я. П. Полонского), «Песнь цыганки» (слова Я. П. Полонского), «За окном в тени мелькает.» (слова А. С. Хомякова), «Нам звёзды кроткие сияли.» (слова А. Н. Плещеева) и другие. Раз речь зашла о Чайковском, забегая несколько впе рёд, хотелось бы отметить, что впоследствии император ская чета посещала практически все его оперные поста новки. Александру Александровичу были всегда близки мотивы русских народных песен, которые ввёл Чайков ский в свои оперы. Композитор не раз подчёркивал, что его музыка «всегда принадлежала русскому народу, Рос сии», которую он любил страстно как истинно русский человек. Между Чайковским и Александром III на протя жении многих лет установились уважительные и весьма доверительные отношения. Ещё будучи цесаревичем, Александр Александрович помогал композитору матери ально, а, став императором, оказал композитору не одну услугу, исполняя его просьбы, связанные с постановкой опер на сценах императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы. 368
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz