Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

никам — Крамскому, Верещагину, Репину, Поленову. Они часто вместе музицировали: Мария играла на фортепиано, а Александр — на кларнете. По воспоми­ наниям современников, Мария Фёдоровна, была худо­ жественно и музыкально одарённой натурой. Поэты и композиторы посвящали императрице стихи и роман­ сы. Так, например, известный русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал 12 романсов, ей посвящён­ ных. Среди этих романсов были: «Вчерашняя ночь.» (слова А. С. Хомякова), «Я тебе ничего не скажу.» (слова А. А. Фета), «О, если бы знали Вы.» (слова А. С. Пушки­ на), «Простые слова» (слова П. И. Чайковского), «Ночи безумные» (слова Я. П. Полонского), «Песнь цыганки» (слова Я. П. Полонского), «За окном в тени мелькает.» (слова А. С. Хомякова), «Нам звёзды кроткие сияли.» (слова А. Н. Плещеева) и другие. Раз речь зашла о Чайковском, забегая несколько впе­ рёд, хотелось бы отметить, что впоследствии император­ ская чета посещала практически все его оперные поста­ новки. Александру Александровичу были всегда близки мотивы русских народных песен, которые ввёл Чайков­ ский в свои оперы. Композитор не раз подчёркивал, что его музыка «всегда принадлежала русскому народу, Рос­ сии», которую он любил страстно как истинно русский человек. Между Чайковским и Александром III на протя­ жении многих лет установились уважительные и весьма доверительные отношения. Ещё будучи цесаревичем, Александр Александрович помогал композитору матери­ ально, а, став императором, оказал композитору не одну услугу, исполняя его просьбы, связанные с постановкой опер на сценах императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы. 368

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz