Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

им душою и окружал их попечительною заботливостью самой усердной няньки. А весной 1849 года Николай I назначил воспитателей к августейшим детям: Николаю, Александру и Владимиру сначала генерал-майора Нико­ лая Зиновьева, а потом полковника Григория Гогеля. Для расширения кругозора великого князя Алек­ сандра Александровича существенную роль имели регу­ лярные экскурсии, поездки и путешествия. Первая поездка была совершена им в 4-х летнем возрасте вместе с августейшими родителями с июня по август 1849 года на пароходе «Грозящий» в Ревель и обратно в Петергоф. В августе-сентябре 1851 года он ездил в Москву по недав­ но сооружённой железной дороге с императорской четой, своими родителями и многочисленными родствен­ никами. В детстве Александр занимался без особого рвения, да и учителя к нему были нетребовательны. Закон Божий ему преподавал протоирей Рождественский, французско­ му учил Куриар. Потом место Скрипицыной в изучении русского языка занял Владимир Классовский, а гимна­ стическим упражнениям обучал Дероп. 26 февраля 1852 года великому князю Александру Александровичу исполнилось семь лет. В этот день и он, подобно старшему брату (Николаю), был произведён в чин гвардии прапорщика и корнета. Как Великий Князь он с этих пор занял своё место по старшинству сре­ ди прочих членов Императорской фамилии на придвор­ ных выходах и торжествах, а как офицер стал присутство­ вать в Государевой свите на военных церемониях: разво­ дах и парадах. Появились у Александра новые учителя и наставни­ ки: экономист Александр Чивилев, филолог Я. К. Грот, 361

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz