Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

от железной дороги с целью, якобы, строить здесь коже­ венный завод. Работая по ночам, Желябов со своими товарищами просверлил дыру под железной дорогой и заложил туда мину. 18 ноября 1879 года, когда вдалеке показался царский поезд, Желябов занял позицию у железной дороги и, когда поезд поравнялся с ним, попытался привести мину в действие, однако после соединения проводов взрыва не произошло: электриче­ ская цепь была неисправна. Но у народовольцев была ещё и третья группа тер­ рористов во главе с Софьей Перовской. Лев Гартман и Софья Перовская под видом супружеской пары Сухо- руковых приобрели дом рядом с железной дорогой неда­ леко от Москвы, на Рогожско-Симоновой заставе. И хотя этот участок железной дороги охранялся особенно, но им вместе с другими народовольцами удалось подложить мину. Однако судьба и в этот раз хранила государя. Цар­ ский поезд состоял из двух составов: один был пасса­ жирским с царём, а другой багажным. Террористы обла­ дали информацией, что первым идёт багажный состав (поезд свиты) — и пропустили его, надеясь, что в следу­ ющем поезде будет царская семья. Но в Харькове сло­ мался паровоз багажного (свитского) состава, и первым по настоянию Александра II двинулся царский поезд. Народовольцы взорвали 4 вагон свитского поезда, в котором находились крымские фрукты, человеческих жертв не было. А царь в этот момент находился в 4 вагоне императорского поезда, который прошёл пер­ вым. После этого покушения император и сказал свои горькие слова: «Почему они преследуют меня, словно дикого зверя? Ведь я всегда стремился делать всё, что 328

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz