Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

со всем миросозерцанием русского народа, Ткачёв счи­ тал, что «наш народ, несмотря на своё невежество, стоит гораздо ближе к социализму, чем народы Западной Европы, хотя они и образованнее его». Если Ткачёв и его последователи верили в политиче­ ское объединение единомышленников во имя создания государства нового типа, то анархисты оспаривали необ­ ходимость преобразований в рамках государства. Их идеологами были Михаил Бакунин и князь Пётр Кропот­ кин. Оба они скептически относились к любой власти, считая её подавляющей свободу личности и порабощаю­ щей её. Бакунин считал русского человека бунтарём «по инстинкту, по призванию», а у народа в целом, пола­ гал он, в течение многих веков уже выработался идеал свободы. Поэтому он полагал, что революционерам оста­ лось лишь перейти к организации всенародного бунта (отсюда — наименование в марксистской историографии возглавляемого им крыла народничества «бунтарским»). Цель бунта по Бакунину — не только ликвидация суще­ ствующего государства, но и недопущение создания нового. Кропоткин делал акцент на решающей роли масс в переустройстве общества, призывал «коллективный ум» народа к созданию коммун, автономий, федераций. Он стал членом наиболее значительной из ранних народ­ нических организаций — «Большого общества агита­ ции», известного как кружок «чайковцев». Вместе с другими членами кружка: Николаем Чайковским, Мар­ ком Натансоном, Софьей Перовской, Сергеем Степня- ком-Кравчинским, Николаем Чарушиным он вёл рево­ люционную агитацию среди рабочих Петербурга, был 307

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz