Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.
посвятить «всю остальную» свою жизнь популяризации его произведений. Анна Григорьевна продолжала жить прошлым, воспоминаниями прежних лет: «Я живу не в двадцатом веке, я осталась в 70-х годах девятнадца того. Мои люди — это друзья Фёдора Михайловича, моё общество — это круг ушедших людей, близких Достоев скому. С ними я живу. Каждый, кто работает над изучени ем жизни или произведений Достоевского, кажется мне родным человеком».1 Достоевский прошёл ряд разнородных этапов в поис ках путеводной истины. Романтизм и утопический соци ализм, христианство, и, в частности, православие, поч венничество и славянофильство, наконец, теократия, то есть государство-церковь — таковы были стадии разви тия его главной идеи: он признавал себя слабым в фило софии, «но не в любви к ней, — добавлял он в письмах к друзьям, — в любви к ней я силён». И он поистине это доказал богатой эволюцией своего мировоззрения, охва тившего столько теорий, систем, учений, гипотез! Крити куя крепостничество и оторванность образованных клас сов от народа, Достоевский утверждал: «Русское обще ство должно соединиться с народною почвой и принять в себя народный элемент. Это необходимое условие его существования». Его подлинным идеалом и глубочай шим родником его творений был русский народ во всём его историческом величии и трагизме протекающей борьбы. Его романы, статьи и письма пропитаны патри отизмом и верой в особенное предназначение русского народа. «Да, мы веруем, что русская нация — необык 1Достоевская А. Г. Воспоминания. — М.: Правда, 1987. С.33 302
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz