Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.
чаще делиться с читателями теми надеждами и сомнения ми, которые назревали в его уме. На страницах «Гражда нина» могла осуществиться и идея «Дневника писателя».1 Приход Достоевского в лагерь консерваторов был обусловлен эволюцией его мировоззрения. После катор ги, в 1860-е годы он отгораживается как от западников, крайними представителями, которых были социалисты, так и от славянофилов, пытаясь в своём журнале «Время» обозначить особый путь России, которая уже созрела для своей самобытной идеи. В конце 60-х годов Достоевский осознал необходимость практической борьбы с эгалита ризмом2 и имел собственное, весьма чёткое представле ние об идеале политического устройства России. В марте 1868 года в письме Майкову из Женевы Достоевский пишет: «Наша конституция есть взаимная любовь монар ха к народу и народа к монарху. Да, любовное, а не заво евательное начало государства нашего (которое откры ли, кажется, первые славянофилы) есть величайшая мысль, на которой много созиждется. Эту мысль мы ска жем Европе, которая в ней ничего ровно не понимает. Наше несчастное, оторванное от почвы сословие умни ков, увы! — тем и должно было кончить. Они с тем и умрут, их не переделаешь. (Тургенев-то!) На новейшее поколение — вот куда надо смотреть. (Классическое образование могло бы очень помочь. Что такое лицей Каткова?) Здесь я за границей окончательно стал для 1Достоевская А. Г. Воспоминания. — М.: Правда, 1987. С. 267. 2 Эгалитаризм (фр. egalite — равенство) — концепция, в основе которой лежит идея, предполагающая создание общества с равными политиче скими, экономическими и правовыми возможностями всех членов это го общества. Противоположность элитаризма. 289
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz