Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.
постного права. Причём западники — Герцен, Гранов ский — подчёркивали, что крепостное право это лишь одно из проявлений того произвола, который пронизы вал всю русскую жизнь. Ведь и «образованное меньшин ство» страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в «крепости» у власти, у самодержавно-бюрократическо го строя. Критикуя российскую действительность, запад ники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Так, славянофилы, отвергая современ ную им Россию, с ещё большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет. Славянофилы отстаи вали историческую самобытность России и выделяли её в отдельный мир, противостоящий западу в силу особен ностей русской истории, религиозности, русского стерео типа поведения. Они утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в «договоре» с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. Константин Акса ков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Приме ром такого рода отношений могут стать отношения меж ду Земским собором и царём в период Московского госу дарства, что позволило России жить в мире без потрясе ний и революционных переворотов, типа Великой фран цузской революции. Славянофилы защищали самодержавие и не прида вали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 году на престол вступил Александр II, Константин 281
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz