Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

постного права. Причём западники — Герцен, Гранов­ ский — подчёркивали, что крепостное право это лишь одно из проявлений того произвола, который пронизы­ вал всю русскую жизнь. Ведь и «образованное меньшин­ ство» страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в «крепости» у власти, у самодержавно-бюрократическо­ го строя. Критикуя российскую действительность, запад­ ники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Так, славянофилы, отвергая современ­ ную им Россию, с ещё большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет. Славянофилы отстаи­ вали историческую самобытность России и выделяли её в отдельный мир, противостоящий западу в силу особен­ ностей русской истории, религиозности, русского стерео­ типа поведения. Они утверждали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в «договоре» с гражданской системой: мы — общинники, у нас своя жизнь, вы — власть, у вас своя жизнь. Константин Акса­ ков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Приме­ ром такого рода отношений могут стать отношения меж­ ду Земским собором и царём в период Московского госу­ дарства, что позволило России жить в мире без потрясе­ ний и революционных переворотов, типа Великой фран­ цузской революции. Славянофилы защищали самодержавие и не прида­ вали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 году на престол вступил Александр II, Константин 281

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz