Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

ною реформою внёс к нам чуждые, даже противополож­ ные начала германской цивилизации. Он повернул пра­ вильное течение народной жизни на ложный путь заим­ ствования, потому что не понимал заветов прошлого, не понимал нашего национального духа. Цель славяно­ филов — вернуться на путь естественного развития, сгла­ див следы насильственной петровской реформы. Также исторической предпосылкой к зарождению славянофильства принято считать знаменитый спор меж­ ду «иосифлянами» и заволжскими старцами, представи­ телями которых были соответственно Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. В этом споре рассматривались две про­ блемы — отношение церкви к ереси (в связи с появив­ шейся тогда в Новгороде ересью жидовствующих) и решение проблемы упадка нравов в монастырях. Зару­ чившись поддержкой Ивана III, иосифляне одержали верх, что и принято считать разрывом с византийской церковью в пользу московско-русского начала, так как движение заволжских старцев возникло под влиянием византийских исихастов (учения о необходимости очи­ щения и удаления от мирской суеты). Позже, благодаря победе иосифлян, впервые возникает идея Москвы как третьего Рима, выдвинутая в начале XVI века монахом псковского монастыря Филофеем, которая в течение века становится ведущей идеологией Русского государ­ ства. «Два Рима падоша — а третьи стоит, а четвёртому не быти». Считается, что именно в это время приобрело устойчивый характер выражение «Святая Русь». Влияние на славянофилов немецкого классического идеализма Шеллинга и романтизма Гегеля, настроений европейского романтизма исследовалось в трудах А. Н. Пыпина, В. С. Соловьёва, А. Н. Веселовского, 278

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz