Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.
ною реформою внёс к нам чуждые, даже противополож ные начала германской цивилизации. Он повернул пра вильное течение народной жизни на ложный путь заим ствования, потому что не понимал заветов прошлого, не понимал нашего национального духа. Цель славяно филов — вернуться на путь естественного развития, сгла див следы насильственной петровской реформы. Также исторической предпосылкой к зарождению славянофильства принято считать знаменитый спор меж ду «иосифлянами» и заволжскими старцами, представи телями которых были соответственно Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. В этом споре рассматривались две про блемы — отношение церкви к ереси (в связи с появив шейся тогда в Новгороде ересью жидовствующих) и решение проблемы упадка нравов в монастырях. Зару чившись поддержкой Ивана III, иосифляне одержали верх, что и принято считать разрывом с византийской церковью в пользу московско-русского начала, так как движение заволжских старцев возникло под влиянием византийских исихастов (учения о необходимости очи щения и удаления от мирской суеты). Позже, благодаря победе иосифлян, впервые возникает идея Москвы как третьего Рима, выдвинутая в начале XVI века монахом псковского монастыря Филофеем, которая в течение века становится ведущей идеологией Русского государ ства. «Два Рима падоша — а третьи стоит, а четвёртому не быти». Считается, что именно в это время приобрело устойчивый характер выражение «Святая Русь». Влияние на славянофилов немецкого классического идеализма Шеллинга и романтизма Гегеля, настроений европейского романтизма исследовалось в трудах А. Н. Пыпина, В. С. Соловьёва, А. Н. Веселовского, 278
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz