Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.
они порабощали его. Борьба между побеждёнными и победителями, которая легла в основание государ ственного строя Западной Европы, перешла впослед ствии в антагонизм сословий; у славян государство создалось путём мирного договора, добровольного при знания власти. Вот различие между Россией и Западной Европой, различие религии, культуры, государственного строя. По мысли Киреевского: «Обширная Русская зем ля, даже во времена разделения своего на мелкие кня жества, всегда сознавала себя как одно живое тело и не столько в единстве языка находила своё притяга тельное средоточие, сколько в единстве убеждений, про исходящих из единства верования в церковные поста новления. Ибо её необозримое пространство было всё покрыто, как бы одною непрерывною сетью, неисчис лимым множеством уединенных монастырей, связанных между собою сочувственными нитями духовного обще ния. Из них единообразно и единомысленно разливался свет сознания и науки во все отдельные племена и княжества. Ибо не только духовные понятия народа из них исходили, но и все его понятия нравственные, общежительные и юридические, переходя через их обра зовательное влияние, опять от них возвращались в обще ственное сознание, приняв одно, общее, направление».1 Такова позиция славянофилов. Они были убеждены, что самостоятельная русская жизнь достигла наибольшего развития своих начал в эпоху Московского государства. Пётр Великий грубо нарушил это развитие, насильствен 1Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отноше нии к просвещению России. — М.: Тип. А. Семена, 1852. 277
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz