Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

они порабощали его. Борьба между побеждёнными и победителями, которая легла в основание государ­ ственного строя Западной Европы, перешла впослед­ ствии в антагонизм сословий; у славян государство создалось путём мирного договора, добровольного при­ знания власти. Вот различие между Россией и Западной Европой, различие религии, культуры, государственного строя. По мысли Киреевского: «Обширная Русская зем­ ля, даже во времена разделения своего на мелкие кня­ жества, всегда сознавала себя как одно живое тело и не столько в единстве языка находила своё притяга­ тельное средоточие, сколько в единстве убеждений, про­ исходящих из единства верования в церковные поста­ новления. Ибо её необозримое пространство было всё покрыто, как бы одною непрерывною сетью, неисчис­ лимым множеством уединенных монастырей, связанных между собою сочувственными нитями духовного обще­ ния. Из них единообразно и единомысленно разливался свет сознания и науки во все отдельные племена и княжества. Ибо не только духовные понятия народа из них исходили, но и все его понятия нравственные, общежительные и юридические, переходя через их обра­ зовательное влияние, опять от них возвращались в обще­ ственное сознание, приняв одно, общее, направление».1 Такова позиция славянофилов. Они были убеждены, что самостоятельная русская жизнь достигла наибольшего развития своих начал в эпоху Московского государства. Пётр Великий грубо нарушил это развитие, насильствен­ 1Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отноше­ нии к просвещению России. — М.: Тип. А. Семена, 1852. 277

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz