Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.
П. Г. Редкин, И. В. Вернадский и другие. Идеи западни ков в той или иной степени разделяли писатели, поэты, публицисты — Н. А. Мельгунов, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. П. Заблоцкий-Деся- товский, В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин, но они часто пытались примирить западников и славяно филов, хотя с годами в их взглядах и творчестве проза- падническое направление преобладало. Но не все русские люди 30-х и 40-х годов думали так. Некоторые не соглашались с тем, что германская циви лизация есть верхняя ступень прогресса, что славянское племя есть племя неисторическое. Они не видели при чины, почему мировое развитие должно остановиться на германцах. Из русской истории они вынесли убежде ние, что славянство было далеко от застоя, что оно могло гордиться многими драматическими моментами в своём прошлом и что оно, наконец, имело свою культуру. Это учение было хорошо изложено Иваном Васильевичем Киреевским (1806-1856 гг.). Он утверждал, что славян ская культура в основаниях своих была самостоятельна и отлична от германской. Во-первых, славяне получили христианство из Византии (а германцы — из Рима) и их религиозный быт получил иные формы, чем те, которые сложились у германцев под влиянием католичества. Во- вторых, славяне и германцы выросли на различной куль туре: первые — на греческой, вторые — на римской. В то время как германская культура выработала свободу личности, славянские общины совершенно поработили её. В-третьих, государственный строй был создан раз лично. Германия сложилась на римской почве. Германцы были народ пришлый; побеждая туземное население, 276
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz