Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

П. Г. Редкин, И. В. Вернадский и другие. Идеи западни­ ков в той или иной степени разделяли писатели, поэты, публицисты — Н. А. Мельгунов, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. П. Заблоцкий-Деся- товский, В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин, но они часто пытались примирить западников и славяно­ филов, хотя с годами в их взглядах и творчестве проза- падническое направление преобладало. Но не все русские люди 30-х и 40-х годов думали так. Некоторые не соглашались с тем, что германская циви­ лизация есть верхняя ступень прогресса, что славянское племя есть племя неисторическое. Они не видели при­ чины, почему мировое развитие должно остановиться на германцах. Из русской истории они вынесли убежде­ ние, что славянство было далеко от застоя, что оно могло гордиться многими драматическими моментами в своём прошлом и что оно, наконец, имело свою культуру. Это учение было хорошо изложено Иваном Васильевичем Киреевским (1806-1856 гг.). Он утверждал, что славян­ ская культура в основаниях своих была самостоятельна и отлична от германской. Во-первых, славяне получили христианство из Византии (а германцы — из Рима) и их религиозный быт получил иные формы, чем те, которые сложились у германцев под влиянием католичества. Во- вторых, славяне и германцы выросли на различной куль­ туре: первые — на греческой, вторые — на римской. В то время как германская культура выработала свободу личности, славянские общины совершенно поработили её. В-третьих, государственный строй был создан раз­ лично. Германия сложилась на римской почве. Германцы были народ пришлый; побеждая туземное население, 276

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz