Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

подававшие Закон Божий; Михаил Михайлович Сперан­ ский1— преподавал юридические и политические науки; Константин Иванович Арсеньев — историю, географию и статистику; Егор Францевич Канкрин — финансы; Эду­ ард Давыдович Коллинс — математику; Карл Бернгард Триниус — читал лекции по естественной истории; Гер­ ман Иванович Гесс — обучал основам технологии и химии. Помимо этого цесаревич обучался военным наукам; английскому, французскому и немецкому язы­ кам; рисованию, фехтованию, танцованию и другим дис­ циплинам. Но не только одним ученьем была наполнена жизнь наследника. По свидетельствам его современников, и, в частности, весьма осведомлённой фрейлины импера­ торского двора А. О. Смирновой-Россет, в юношеском возрасте Александр был весьма впечатлителен и влюб­ чив. Так, в 14 лет он влюбился в Наташу Бороздину, фрейлину императрицы, которую пришлось срочно выдать замуж и отправить подальше от столицы. Вскоре Александр влюбился в польскую дворянку Ольгу Калиновскую. Наследник престола часто видел её на балах и светских мероприятиях, и вскоре стал нерав­ нодушен к ней. Узнав об этом, Николай I позаботился о том, чтобы роман его сына с фрейлиной не выходил за рамки дозволенного, поэтому их отношения ограничи- 1В 1827 году Сперанским составлены «Заметки по организации судеб­ ной системы в России». В 1830 году им написаны и поданы на рассмот­ рение императору «Положения о порядке производства в чины», «Про­ ект учреждения уездного управления», «Записка об устройстве горо­ дов». По инициативе Сперанского в 1834 году была основана «Высшая школа правоведения» для подготовки квалифицированных юристов. 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz