Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

как это практиковалось ранее. Существенное место в «Плане обучения» занимало обучение истории как важнейшему предмету для полити­ ческой деятельности государя. Жуковский называл исто­ рию — главной наукой, «сокровищницей царского про­ свещения» и лично преподавал её наследнику. Глубокое изучение истории, по мысли Жуковского, полностью соответствовало швейцарской педагогики и концепции Иоганна Мюллера (1752—1809 гг.), письма которого Жуковский опубликовал в переводе на русский язык. В исторических взглядах Мюллера Жуковский наиболее выделял идею истории как средства нравственного вос­ питания, а также верховенство закона, который сочетал­ ся с просвещённым автократическим правлением. Преподавание истории для наследника начиналось с начального этапа, и для этих целей Жуковский составил подробный конспект объёмного труда Николая Михай­ ловича Карамзина «История государства Российского», который включал ту часть сочинения Карамзина, кото­ рая была посвящена истории Руси с 1230-х годов до 1480 года, то есть борьбе против монгольского влады­ чества. Как ключевые рассматривались темы: создание централизованного монархического государства и прав­ ление Петра Великого. Для нужд работы с наследником Жуковский приоб­ рёл 22-томное версальское издание Фенелона, опублико­ ванное в 1822—1824 годах, «Начальный курс философии» Снелля, «Трактат об ощущениях» Кондильяка, «Проект воспитания и наставления принца» Эрнста Морица Арндта. В обучении Александра также принимали участие протоиереи Герасим Павский и Василий Бажанов, пре­ 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz