Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

ного комитета Георгия Бенковского сшила знамя вос­ ставших. Созданное в 1854 году Одесское болгарское настоятельство занималось размещением болгарских беженцев в Одессе, сбором и распределением помощи, устроило в учебные заведения 62 болгарских детей. Массовое движение поддержки славянской борьбы охватило все общественные слои России. В обществе развернулась острая дискуссия: прогрессивные круги обосновывали освободительные цели войны, консерва­ торы рассуждали о её возможных политических диви­ дендах, таких как захват Константинополя и создание славянской федерации во главе с монархической Росси­ ей. На эту дискуссию наложился традиционный россий­ ский спор между славянофилами и западниками, причём первые, в лице писателя Фёдора Достоевского, видели в войне выполнение особой исторической миссии рус­ ского народа, заключавшейся в сплочении вокруг Рос­ сии славянских народов на основе православия, а вторые, в лице Тургенева, отрицали значение рели­ гиозного аспекта и считали, что целью войны является не защита православия, а освобождение болгар. В своём «Дневнике» за март 1877 года Достоевский отмечает: «Да, Золотой Рог и Константинополь — всё это будет н аш е . И, во-первых, это случится само собой, именно потому, что время пришло, а если не пришло ещё и теперь, то действительно время уже близко, все к тому признаки. Это выход естественный, это, так сказать, сло­ во самой, природы. Если не случилось этого раньше, то именно потому, что не созрело ещё время».1 1Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 15 томах. Т.14. Дневник 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz