Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

наследника престола, круг его «профессиональных» обя­ занностей. («План учения Его Императорского Высоче­ ства Государя Великого Князя Наследника Цесаревича Александра Николаевича» содержится в Приложении в конце книги). Педагогическая система Жуковского была основана на методиках швейцарского педагога Иоганна Песталоц- ци (1746—1827 гг.), который одним из первых указал на значимость развивающего обучения, базирующегося не на мёртвых азбучных истинах, а на непосредственном наблюдении и размышлении ребёнка под руководством учителя. Также Жуковский применял такие принципы Песталоцци, как порядок и систематичность, дополня­ емые формированием интереса к дальнейшему обуче­ нию. Значительное место в программе обучения велико­ го князя занимала свобода, толкуемая следующим обра­ зом: «свобода означает свободно и с удовольствием делать то, что велит долг». На втором этапе обучения большую роль играла наглядность — с применением пособий, включая физические приборы и минералоги­ ческие образцы, а также интерактивность, учёт индиви­ дуальных качеств воспитанника. Спецификой обучения Александра, являлась минимизация влияний прямых его обязанностей — военных и придворных. Они, конеч­ но, были неизбежны, но, по мысли Жуковского, должны были быть согласованы со всей системой обучения. Императора Николая он просил сократить переезды наследника и его участие в придворных церемониях. Военные занятия должны были помещаться в канику­ лярное время. Государь пошёл навстречу наставнику, и личным волевым решением впервые отправил сына в военные лагеря в 11-летнем возрасте, а не в 9-летнем, 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz