Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

Наставником юного Александра (с обязанностью руководства всем процессом воспитания и образования и поручением составить «план учения») и учителем рус­ ского языка был назначен надворный советник, поэт Василий Андреевич Жуковский, — самый известный из учителей царской семьи. В 1816 году он был назначен чтецом при вдовствующей императрице Марии Фёдо­ ровне. В 1817 году Жуковский стал учителем русского языка принцессы Шарлотты — будущей императрицы Александры Фёдоровны, а в 1825 году занял должность воспитателя наследника престола, будущего императора Александра II. План учения и воспитания наследника-цесаревича создавался в конце 1825 — начале 1826 года. Этот план Жуковский предполагал реализовать в три этапа (пери­ ода), выступавших прообразами начального, среднего и высшего образования: Первый период — с 8 до 13 лет — включал в себя «приготовительное учение», то есть изучение общеоб­ разовательных дисциплин, практической логики, первых понятий религии. Второй период — с 13 до 18 лет — предусматривал «учение подробное», то есть систематический курс начал основных наук. I. Науки антропологические, имеющие предметом человека: история, география, то есть этнография и статистика. Политика. Философия. II. Науки онтологические, имеющие предметом вещь: математика. Естественная история и технология (физиче­ ская география). Физика. Третий период — с 18 до 20 лет — «учение приме- нительное», ориентированное на жизненную практику 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz