Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.
10—15 выборными представителями общественности. Этот чрезвычайно скромный проект мало напоминал европейское парламентарное конституционное устрой ство, да и сам Лорис-Меликов старательно опровергал слухи, что стремится ввести его в России. Однако, сильно разнясь с парламентскими образцами по форме, он всё же содержал в себе одинаковый с ними принцип привлечения народных представителей к выработке главных законов. Комплекс разработанных Лорис-Меликовым реформ условно можно разделить на четыре блока: политиче ские нововведения, касающиеся народного представи тельства и повышения роли земства в управлении Росси ей; меры экономического и финансового характера, при званные повысить благосостояние народа, прежде всего крестьян; совершенствование системы народного про свещения; некоторое ослабление цензурных ограниче ний для средств массовой информации. Предложения Лорис-Меликова, изложенные в его «всеподданнейшем докладе» императору, были только первым очень осто рожным шагом к конституции, а не собственно конститу цией. Речь не шла об ограничении самодержавия зако ном, который был бы выше монарха или о создании парламента и выборах депутатов. Лорис-Меликов лишь предлагал дать представителям третьего сословия право участвовать в обсуждении законодательных инициатив, исходящих от монарха. 16 февраля 1881 года Особое совещание, на котором присутствовал наследник престола, будущий император Александр III, представило царю доклад с единогласным одобрением мер, предложенных Лорис-Меликовым. Александр II наложил на этом документе собственноруч 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz