Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

так: «Утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания». К начальным народным училищам были отне­ сены элементарные школы всех ведомств, городские и сельские, содержавшиеся за счет казны, обществ и частных лиц. В начальных школах преподавались Закон Божий, чтение «по книгам гражданской и церковной печати», письмо, четыре арифметических действия и, где возмож­ но, церковное пение. Всё преподавание должно было вестись на русском языке. Продолжительность обучения в «Положении» не указана. Фактически она была в лучших (земских, городских) школах три года, а во многих других (особенно церковноприходских) даже два года. Не был указан в «Положении» и возраст учащихся. Принимались в народные училища дети всех сосло­ вий. Там, где не было возможности открыть отдельно начальные училища для мальчиков и девочек, допуска­ лось совместное обучение. Обучение в начальных учи­ лищах могло быть платным или бесплатным, по усмотре­ нию тех ведомств, обществ и лиц, за счет которых учили­ ща содержались. Обычно оно было бесплатным. Учителями начальных училищ по «Положению» 1864 года имели право быть церковники (священники, дьяконы и дьячки) или же светские лица. При этом от духовных лиц не требовалось никаких документов, подтверждающих их подготовленность к преподаванию, добрую нравственность и политическую благонадеж­ ность, тогда как светские лица могли быть учителями начальных народных училищ в том случае, если «получа­ ли на звание учителя или учительницы особое разреше­ 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz