Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

мально действовал до 1918 года. При этом преподавание древних языков в большом объёме вызывало значитель­ ное недовольство и со временем сокращалось. Таким образом, Устав 1871 года о гимназиях положил начало традиции массового математического образова­ ния высокого уровня, сохраняющейся до настоящего времени. В курсе древних языков главное внимание уде­ лялось заучиванию форм латинской и греческой грамма­ тики, письменным переводам с русского языка на древ­ ние без понимания глубины содержания, художествен­ ной выразительности языка произведений. Уменьшалось число уроков русского языка, литературы, истории и географии. Физика, математика и естествознание зани­ мали около 20 процентов учебного времени. Значитель­ но были усилены регламентация учебного процесса, еди­ нообразие планов и программ. Вводились должности классных наставников и классных надзирателей, прово­ дивших воспитательную работу, а также наблюдавших за благонадёжностью учащихся. Взамен упразднённых реальных гимназий в 1872 году были учреждены шести­ классные реальные училища. Статистика показывает, что в гимназиях учились в основном дети дворян и городских сословий. В 1874 году в классических гимназиях дети дворян и чиновников составляли 58%, духовенства — 6, город­ ских сословий — 29, крестьян — 6,5, прочих — 1,2. В реальных училищах наблюдался заметный рост городских сословий. В прогимназиях, являвшихся не только низшим звеном средней школы, но и самосто­ ятельными учебными заведениями, уже в 1880 году уче­ ников из городских сословий было больше, чем дворян и чиновников (43,2% против 36%). 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz