Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.
мально действовал до 1918 года. При этом преподавание древних языков в большом объёме вызывало значитель ное недовольство и со временем сокращалось. Таким образом, Устав 1871 года о гимназиях положил начало традиции массового математического образова ния высокого уровня, сохраняющейся до настоящего времени. В курсе древних языков главное внимание уде лялось заучиванию форм латинской и греческой грамма тики, письменным переводам с русского языка на древ ние без понимания глубины содержания, художествен ной выразительности языка произведений. Уменьшалось число уроков русского языка, литературы, истории и географии. Физика, математика и естествознание зани мали около 20 процентов учебного времени. Значитель но были усилены регламентация учебного процесса, еди нообразие планов и программ. Вводились должности классных наставников и классных надзирателей, прово дивших воспитательную работу, а также наблюдавших за благонадёжностью учащихся. Взамен упразднённых реальных гимназий в 1872 году были учреждены шести классные реальные училища. Статистика показывает, что в гимназиях учились в основном дети дворян и городских сословий. В 1874 году в классических гимназиях дети дворян и чиновников составляли 58%, духовенства — 6, город ских сословий — 29, крестьян — 6,5, прочих — 1,2. В реальных училищах наблюдался заметный рост городских сословий. В прогимназиях, являвшихся не только низшим звеном средней школы, но и самосто ятельными учебными заведениями, уже в 1880 году уче ников из городских сословий было больше, чем дворян и чиновников (43,2% против 36%). 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz