Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

Милютин и председатель департамента государственной экономии Государственного совета генерал Чевкин. На заседании Совета министров в январе 1871 года Александр II одобрил идеи Толстого, поддержанного шефом жандармов графом Шуваловым и министром внутренних дел Тимашевым. Под руководством Дмитрия Толстого был подготов­ лен новый устав гимназий, утверждённый вопреки мне­ нию большинства Государственного совета. В основе Устава гимназий 1871 года лежали идеи Михаила Каткова, который полагал, что гимназистов необходимо учить не самостоятельному образу мыслей, а дисциплинирую­ щим ум точным и определённым знаниям и умению их применять. Таким требованиям отвечало изучение древ­ них языков и математики. Этими идеями и руководство­ вался министр народного просвещения Дмитрий Тол­ стой, сумевший убедить в их правильности царя. Под­ готовленный под руководством министра проект гимна­ зического устава встретил неоднозначное отношение в высшей бюрократии. Государственный совет 27 голо­ сами против 19 отклонил его, однако царь 30 июля 1871 года утвердил мнение меньшинства. А в мае 1872 года Александр II утвердил Устав о реальных учили­ щах, учреждаемых вместо реальных гимназий. Новый Устав гимназий 1871 года признавал гимнази­ ческим только классическое образование. Реальные гим­ назии были преобразованы в реальные училища с сокра­ щённым 6-летним курсом. Значительно увеличивалось преподавание древних языков и математики. Курс гим­ назии был увеличен до 8 лет, не считая приготовитель­ ного класса. Преподавателям предписывалось сочетать учебную работу с воспитательной. Устав 1871 года фор­ 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz