Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

образования как такового, которое именовал не иначе как «полуобразованием»1. Катков приобрёл большое влияние на Дмитрия Тол­ стого и выступил в качестве идеолога нового реформи­ рования гимназий. Катков и Толстой считали необходимыми такие изме­ нения в образовательной системе России, при которых безусловный приоритет закреплялся бы за классическим образованием. В законопроектах, разработанных Министерством народного просвещения, статус гимназий предполага­ лось сохранить только за классическими гимназиями; реальные гимназии подлежали преобразованию в реаль­ ные училища, учащиеся которых получали бы, в основ­ ном, технические знания прикладного характера для дальнейшей деятельности в различных отраслях про­ мышленности и торговли. При этом подчеркивалось намерение полностью закрыть выпускникам реальных учебных заведений доступ в университет. Именно в избавлении университетов от выпускников реальных учебных заведений — выходцев из социальных низов, из разночинской и малообразованной среды, пропитан­ ных идеями «материализма», атеизма и «нигилизма», авторы «учебной реформы» видели залог преодоления оппозиционных и революционных настроений среди молодежи и в обществе в целом. Противниками замыслов Толстого выступили прави­ тельственные либералы — бывший министр народного просвещения Головнин, военный министр Дмитрий 1Катков М. Н. Имперское слово. — М., 2002. С. 267, 268. 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz