Мосолов, С. В. Освободитель и Миротворец : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 566 с.

гимназии были двух типов — классические и реальные, были также прогимназии с четырёхгодичным сроком обучения. Гимназический устав 1864 года не только вводил фор­ мально бессословный принцип приёма и обучения в средних учебных заведениях — гимназиях, но и впер­ вые создавал в стране две системы образования — клас­ сическую и реальную. В классических гимназиях было отдано предпочтение изучению гуманитарных дисци­ плин, особое внимание уделялось древним «классиче­ ским» языкам — латинскому и греческому. В реальных гимназиях не было древних языков, но более глубоко изучались точные и естественные науки, а также ино­ странные языки — немецкий и французский. Выпускни­ ки классических гимназий могли поступать в университет без экзаменов; выпускники реальных гимназий имели преимущественное право поступления в высшие техни­ ческие учебные заведения, но их доступ в университеты был, по настоянию оппонентов министра народного про­ свещения Александра Васильевича Головнина, был огра­ ничен. В апреле 1866 года, после покушения Каракозова на Александра II, Головнина на посту министра народ­ ного просвещения сменил граф Дмитрий Андреевич Тол­ стой. Новый министр стоял на консервативных позициях и был намерен подвергнуть пересмотру многие либе­ ральные начинания своего предшественника. Гимназический устав 1864 года регулярно подвергал­ ся резкой критике на страницах популярной газеты «Московские ведомости». Издатель газеты Михаил Кат­ ков считал реальные гимназии рассадником «нигилиз­ ма», а также говорил о «несостоятельности» реального 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz