Мосолов, С. В. Эпоха царей Александра I и Николая I : курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Москва] : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
нового православного государства на северо-востоке Европы. Таким образом, по сути, Русь приняла эстафету православия, что дало ей основание претендовать на титул «Третий Рим». Герб византийских императоров Палеологов — двуглавый орёл — стал гербом Русского царства, что символизировало его связь с Византией. Развитие и укрепление идеи самодержавной власти в национальном сознании диктовались требованиями самой жизни. Монгольский разгром Руси показал, насколько пагубна для страны раздробленность единого народа на отдельные территориальные образования. В борьбе против Золотой Орды старые идеи единодер жавия приобретали новую силу, находили новое обосно вание. Сама жизнь доказала преимущества самодержа вия, и первый российский государь, Иван III, стряхнув ший монгольское иго, почувствовал себя настоящим еди нодержцем. Преподобный Иосиф Волоцкий1это понимание роли Царя выражает так: «Царь убо естеством подобен есть всем человекам, властию же подобен Вышнему Богу...». Высшая юрисдикция в церковной сфере принадлежит государю, потому что ему предал Бог «милость и суд, 1Иосиф Волоцкий (в миру — Иван Санин; ок. 1439-1515 гг.) — святой Русской Церкви, почитается в лике преподобных. Обличитель ереси жидовствующих, Иосиф Волоцкий призывал светские власти преследо вать и казнить отступников от православия и тех еретиков, кто «пре льщает» православных еретическими учениями. В книге «Просвети тель» и ряде посланий он, дискутируя с другим подвижником, духов ным лидером «нестяжателей» Нилом Сорским, доказывал законность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать хра мы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами. 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz