Мосолов, С. В. Эпоха царей Александра I и Николая I : курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Москва] : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
ВСТУПЛЕНИЕ Любому государству, любому народу нужны: своя история, великие победы и свершения, овеянные славой легенды и предания, ну пуще всего нужны отважные и мудрые вожди, способные увлечь за собой целые наро ды и державно править ими. Вот появится такой сверхче ловек, человек-вождь, сверкнёт и канет как звезда, сле тевшая с небес, а добрая память о его жизни и славных деяниях останется, и будет передаваться от отца к сыну, из поколения в поколение. Не случайно, что значитель ное место в русском народном миропонимании занимает образ такого вождя — «царя-батюшки». Попробуем разобраться, откуда же появилось поня тие «царь-батюшка». Как известно, византийская идея «автократии» или самодержавия была заимствована рус ской княжеской властью в эпоху Ивана III, в конце XV века, для создания единого централизованного москов ского государства с абсолютной властью Великого князя. И именно Иван III провозгласил себя «царём» — «Божьей милостью, Государём всея Руси». К тому време ни Византия (Восточная Римская империя) уже потеряла своё значение, в 1453 году турки-османы захватили Кон стантинополь, переименовав его в Стамбул. Брак русско го князя Ивана III с византийской принцессой Софией Палеолог символизировал связь, преемственность ушед шей в прошлое Византийской империи и возникающего 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz