Мосолов, С. В. Эпоха царей Александра I и Николая I : курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Москва] : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

на открытие первой в России железной дороги импера­ тора Николая I и других почётных гостей. Пассажиры заняли свои места, и в 2 часа 30 минут пополудни поезд плавно отошёл от перрона. Люди, провожавшие первый поезд, были буквально потрясены. Через 35 минут под громкие аплодисменты встречавших и крики «Ура!» пер­ вый поезд прибыл на станцию Царское Село. Поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обрат­ ная поездка — 27 минут; таким образом, максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ ч. В последующие три дня в поездах от Петербурга до Царского Села и обратно ездили все желающие. На Царскосельской дороге работали шесть паровозов, закупленных за рубежом. В 1851 году Николаевская железная дорога связала Петербург и Москву. С 14 (26) по 16 (28) августа 1851 года из Петербурга в Москву по железной дороге, на 9 поез­ дах, были перевезены два батальона лейб-гвардии Пре­ ображенского и Семёновского полков, два эскадрона лейб-гвардии Кавалергардского и Конного полков и дивизион гвардейской артиллерии. В 4 утра 18 (30) августа в Москву отправился царский поезд, состоявший из 9 вагонов. Путешествие, вместе с остановками, заняло 19 часов. Николаевская дорога стала первой двухпутной казённой железной дорогой в Российской Империи и положила начало созданию в России железнодорож­ ной сети общегосударственного значения. Протяжён­ ность дороги составила 645 км (604 версты). Позже к Николаевской железной дороге были присоединены другие линии. Дорога проходила по территориям Петер­ бургской, Московской, Новгородской, Тверской, Псков­ ской, Витебской и Смоленской губерний. 309

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz