Мосолов, С. В. Эпоха царей Александра I и Николая I : курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Москва] : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

По инициативе министра финансов Е. Ф. Канкрина, была проведена финансовая реформа, по которой сереб­ ряный рубль стал основной денежной единицей. К заслу­ гам Канкрина принадлежит также обмен всех ассигнаций на государственные кредитные билеты, обменивающи­ еся на золото и серебро, а также эмиссия платиновой монеты. Всё это должно было укрепить и поддержать эко­ номику России, упорядочить финансовую систему. Одна­ ко неблагоприятная внешнеполитическая ситуация, тре­ бовавшая больших финансовых вложений, привела к тому, что к концу правления Николая I внешний долг России вырос в несколько раз. Правление Николая I ознаменовалось появлением в 1833 году первого официального национального гимна «Боже, Царя храни» («Молитва русского народа»). Слова гимна были написаны поэтом Василием Жуковским, а музыка — композитором Алексеем Львовым. В социальной политике проводились мероприятия, направленные на укрепление сословного строя и пози­ ций дворянства в обществе. В 1832 году правительство ввело новое сословие «почётных граждан». «Почётными гражданами» могли стать крупные предприниматели, купцы I гильдии, учёные, художники, чиновники, лица, окончившие высшие учебные заведения и так далее. Железные дороги. При Николае I в России появились железные дороги. В 1837 году была открыта первая железная дорога между Петербургом и Царским Селом. Торжественное открытие движения на этом участке состоялось 30 октября. Машинистом первого поезда, который состоял из паровоза Стефенсона и восьми ваго­ нов, стал руководитель строительства железной дороги Франц Герстнер. Члены Правления дороги пригласили 308

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz