Мосолов, С. В. Эпоха царей Александра I и Николая I : курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Москва] : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

на колени и от всего сердца воззвал к Господу. С этого момента Александр стал считать себя «избранником Все­ вышнего, призванным спасти Европу от наполеоновско­ го ига». Он ежедневно читал Библию (на французском языке), и за спасение России он, прежде всего, благо­ дарил Бога, а уже потом своих генералов. В 1816 году во время посещения Киево-Печёрской лавры он заявил: «Всё, что я имею, и вся моя слава не мне принадлежит, а имени Божию, научившему меня познавать истинное величие!»1 Реформа в области образования. В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведе­ ний, внёсшее новые принципы в систему образования: бессословность учебных заведений, бесплатность обуче­ ния на низших его ступенях, преемственность учебных программ. Были установлены уровни системы образо­ вания: в крупнейших городах — университет, в каждом губернском городе — гимназия, в уездах — училища, в церковных приходах — одноклассные училища. Всей системой образования ведало Главное управление учи­ лищ. В рамках реформы территория империи была раз­ делена на шесть учебных округов, возглавляемых попе­ чителями. Над попечителями были учёные советы при университетах. Были основаны новые университеты — Дерптский в 1802 году, Виленский в 1803 году, Харьков­ ский и Казанский, причём оба — в 1804 году. Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет. 'Ш ильдер Н. К. Император Александр Первый: его жизнь и царствова­ ние. — СПб.: И здание Суворина, 1905, Т.4, с. 59. 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz