Мосолов, С. В. Эпоха царей Александра I и Николая I : курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Москва] : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

в глубине комнаты, когда вошел император Александр в сопровождении Константина и князя Николая Ивано­ вича Салтыкова. Он бросился перед матушкой на коле­ ни, и я до сих пор ещё слышу его рыдания. Ему принесли воды, а нас увели. Для нас было счастьем опять увидеть наши комнаты и, должен сказать по правде, наших дере­ вянных лошадок, которых мы там забыли».1 Это был первый удар судьбы, нанесенный Николаю в его детские годы. С этих пор забота о его воспитании и образовании сосредоточилось всецело и исключитель­ но в ведении вдовствовавшей императрицы Марии Фёдоровны, из чувства деликатности к которой импе­ ратор Александр I воздерживался от всякого влияния на воспитание своих младших братьев. Наибольшие заботы императрицы Марии Федоров­ ны в деле воспитания Николая Павловича заключались в старании отклонить его от увлечения военными упраж­ нениями, которое обнаружилось в нём с самого раннего детства. Страсть к технической стороне военного дела, привитая в России Павлом I, пустила в царской семье глубокие и крепкие корни — Александр I, несмотря на свой либерализм, был горячим приверженцем вахт­ парада и всех его тонкостей, как и великий князь Кон­ стантин Павлович. Младшие братья не уступали в этой страсти старшим. Николай с самого раннего детства имел особое пристрастие к военным игрушкам и рассказам о военных действиях. Лучшей наградой для него было 1Романов Н. П. Воспоминания о младенческих годах императора Нико­ лая Павловича, записанные им собственноручно. Пер. с франц. В. В. Щеглов. — СПб., 1906. 275

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz