Мосолов, С. В. Эпоха царей Александра I и Николая I : курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Москва] : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

мающая пленников «у входа», и братья, отдающие им воплощение власти, меч, — всё это символы, абсолютно понятные посвящённому в братство. В 1821 году во время кишинёвской ссылки Пушкин вступил в масонскую ложу «Овидий». Однако ни среди масонов, ни среди живших на юге декабристов, Пушкин не нашёл ни единомышлен­ ников ни друзей. Как и все гении, он остаётся одиноким и идёт своим особенным, неповторимым путём. «Союз благоденствия» был и многолюднее «Союза спасения», и демократичнее: в него могли быть приняты не только дворяне, но и все вообще свободные мужчины с 18 лет. Что касается женщин, то устав рекомендовал использовать их для распространения идей Союза. В тексте «Зелёной книги» ставились задачи, извест­ ные всем членам Союза, а именно создание передового общественного мнения, которое подготовило бы при­ мерно к 1840 году «общее развержение умов», то есть революцию. Деятельность членов этого тайного обще­ ства была структурирована и разнесена по четырём отраслям, названия которых отражают масонские направления работы: «Правосудие», «Человеколюбие», «Просвещение» и «Народное богатство». Тон «Зелёной книги» был настолько благонамерен, что один из её авто­ ров Михаил Муравьёв предлагал даже представить её на утверждение Александру I. Однако в действительно­ сти благонамеренность «Зелёной книги» имела конспи­ ративное назначение. По словам Пестеля, её содержание «было не что иное, как пустой отвод от настоящей цели на случай открытия общества». Истинная же, «сокровен­ ная» цель, как выразился впоследствии на следствии А. Н. Муравьев, формулировалась во второй части «Зелё­ ной книги», которая была известна только членам Корен­ 260

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz