Мосолов, С. В. Эпоха царей Александра I и Николая I : курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Москва] : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
мающая пленников «у входа», и братья, отдающие им воплощение власти, меч, — всё это символы, абсолютно понятные посвящённому в братство. В 1821 году во время кишинёвской ссылки Пушкин вступил в масонскую ложу «Овидий». Однако ни среди масонов, ни среди живших на юге декабристов, Пушкин не нашёл ни единомышлен ников ни друзей. Как и все гении, он остаётся одиноким и идёт своим особенным, неповторимым путём. «Союз благоденствия» был и многолюднее «Союза спасения», и демократичнее: в него могли быть приняты не только дворяне, но и все вообще свободные мужчины с 18 лет. Что касается женщин, то устав рекомендовал использовать их для распространения идей Союза. В тексте «Зелёной книги» ставились задачи, извест ные всем членам Союза, а именно создание передового общественного мнения, которое подготовило бы при мерно к 1840 году «общее развержение умов», то есть революцию. Деятельность членов этого тайного обще ства была структурирована и разнесена по четырём отраслям, названия которых отражают масонские направления работы: «Правосудие», «Человеколюбие», «Просвещение» и «Народное богатство». Тон «Зелёной книги» был настолько благонамерен, что один из её авто ров Михаил Муравьёв предлагал даже представить её на утверждение Александру I. Однако в действительно сти благонамеренность «Зелёной книги» имела конспи ративное назначение. По словам Пестеля, её содержание «было не что иное, как пустой отвод от настоящей цели на случай открытия общества». Истинная же, «сокровен ная» цель, как выразился впоследствии на следствии А. Н. Муравьев, формулировалась во второй части «Зелё ной книги», которая была известна только членам Корен 260
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz