Мосолов, С. В. Эпоха царей Александра I и Николая I : курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Москва] : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

населения стала проникать фанатическая проповедь мюридизма. Практически «мюриды»1давали обет посвя­ тить все свои силы и жизнь газавату (джихаду) — священ­ ной войне и борьбе с неверными (русскими). Это дви­ жение возглавил Имам Гази-Мухаммад, стяжавший себе громкую известность под именем Кази-муллы. Он был одним из самых отважных и предприимчивых горских предводителей, действовавший против России в конце 1820-х и в начале 1830-х годов. 17 октября 1832 года Гази- Мухаммад был убит во время штурма русскими войсками аула Гимры. При взятии аула бароном Розеном, он заперся в башне с 15-ю наиболее приближёнными, среди которых был будущий имам Северо-Кавказского имама­ та Шамиль, пытался прорваться с боем, но был убит. В живых осталось только двое защитников башни, одним из которых был Шамиль. В 1825 году обострение отношений с Персией потре­ бовало присутствия Ермолова в Тифлисе. Его отъезд послужил сигналом к общему восстанию Чечни. Восста­ ние это было усмирено генералом Лисаневичем, кото­ рый впоследствии был предательски убит. На его место был назначен генерал Вельяминов. В 1826 году был совершён ряд походов в Чечню, с вырубкой леса, прокладкой просек и усмирением сво­ 1Мюридом называют человека, готовящегося к вступлению в суфий­ ское братство (тарикат). Мюрид принимает на себя определённые обя­ зательства перед наставником (шейх, устаз, муршид). Он должен под­ чинить свою волю воле Аллаха, а также воле своего учителя. Подчи­ нение воли мюрида Аллаху происходит под руководством наставника. После подчинения шейху мюрид проходит духовный путь, становясь «путником» (саликом). 250

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz