Мосолов, С. В. Эпоха царей Александра I и Николая I : курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Москва] : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
ненавидит деспотизм везде, в какой бы форме он ни проявлялся, что любит свободу, которая, по его мнению, равно должна принадлежать всем людям; что он чрез вычайно интересовался Французской революцией; что не одобряя этих ужасных заблуждений, он всё же желает успеха республике и радуется ему. Он с большим уваже нием говорил о своём воспитателе Лагарпе, как о челове ке высоко добродетельном, истинно мудром, со строгими принципами и решительным характером. Именно Лагар- пу он был обязан всем тем, что было в нём хорошего, всем, что он знал, и в особенности — теми принципами правды и справедливости, которые он счастлив носить в своём сердце и которые были внушены ему Лагарпом».1 Екатерина II определила жить Александру и Констан тину в Царском Селе, подле себя, вдалеке от родителей, которые проживали в своих дворцах — в Павловске и Гатчине, и редко появлялись при «большом дворе». Впрочем, Александр, как это видно из всех отзывов о нём, слыл мальчиком ласковым и нежным, так что возиться с ним для царственной бабушки было большим удовольствием. Юный цесаревич обладал умом и даро ваниями, разделял либеральные идеи, но в то же время был ленивым, самолюбивым и поверхностным в усво ении знаний, не умея сосредоточиться на длительной и серьёзной работе. Екатерина II желала чтобы Александр как можно ско рее попал в положение взрослого человека: ей хотелось, 1Мемуары князя Адама Чарторыйского и его переписка с императором Александром I / Пер. с фр. Дмитриевой. Ред. и вступ. ст. Кизеветтера. Т. 1-2. — М., 1912-1913. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz