Мосолов, С. В. Эпоха царей Александра I и Николая I : курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Москва] : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

мированных Павлом I, где занимался экзерцицией, уче­ ниями и манёврами. Там же, в частности, проходя артил­ лерийскую практику, Александр оглох на левое ухо, и поправить его глухоту так и не смогли. Следует также признать, что и Александр, и Константин, очень боясь отцовского гнева за нерасторопность или нечёткость в собственных действиях, всё же полюбили общий строй Гатчины, её дух, её камуфляж. И до конца своих дней они пронесли любовь к блеску парадов и показательных манёвров, к чётким механическим передвижениям мно­ готысячных колонн, которые по единому мановению руки мгновенно перестраиваются в каре, меняют фронт, образуя квадраты и линии. Но, пожалуй, самое большое влияние на формирова­ ние характера будущего императора оказал его настав­ ник и воспитатель с 1783 года швейцарский республика­ нец, масон, в прошлом адвокат, Фредерик Сезар Лагарп (1754-1838 гг.). В соответствии со своими принципами, он проповедовал гуманистические идеи Жан-Жака Рус­ со, могущество разума, равенство людей, нелепость дес­ потизма, гнусность рабства. Поэтому не удивительно, что в 1814 году, находясь в Париже, Александр I заявил: «Никто более Лагарпа не имел влияния на мой образ мыслей. Не было бы Лагарпа, не было бы Александра».1 Лагарп привил Александру твёрдое убеждение, что монархическая власть сродни деспотизму и что только республика, когда власть передается не по наследству, но вручается избранным народным представителям, есть 1Балязин В. Н. Н еофициальная история России. Тайная жизнь Алек­ сандра I. — М.: Олма Медиа Групп, 2007. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz