Мосолов, С. В. Эпоха царей Александра I и Николая I : курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Москва] : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.

стям и капризам. Она сама писала для него учебники и наставления, например, «Бабушкину азбуку» и «Запис­ ки касательно российской истории». Александр получил образование в духе просветите­ лей XVIII века. Первыми попечителями цесаревича, когда ему исполнилось пять лет, были назначены: умный, но весьма капризный генерал-аншеф Николай Иванович Салтыков, и суровый, несколько прямолиней­ ный, Александр Яковлевич Протасов, которого сделали придворным кавалером-воспитателем и также произве­ ли в генералы. Как написано в одной из биографий Александра, основной задачей Протасова «было помочь наследнику в предохранении от засорения желудка и сквозного ветра». Закон Божий будущему императору преподавал протоиерей Андрей Афанасьевич Самбор- ский (1732—1815 гг.), который длительное время находил­ ся при Александре I, и не только был его законоучите­ лем, совершал для него богослужения, был его духовни­ ком, но часто делил с ним время его досугов, сопровож­ дал в прогулках и так далее. Поэтому, скорее всего, Сам- борский оказал большое влияние на Александра, на его развитие, характер мировоззрения, набожность и мисти­ цизм в конце жизни. За географию и естествознание отвечал пруссак Петер Паллас, за физику — Логин Крафт, за математику — Шарль Массон, за русскую исто­ рию, словесность и философию — Михаил Никитич Муравьёв, отец будущего декабриста Никиты Муравьёва, а также дядя поэта Батюшкова. Что же касается Павла, отца Александра, то он передал сыну своё пристрастие к армии и военным парадам. Забегая чуть вперёд, отме­ тим, что некоторое время Александр по его указанию проходил военную службу в Гатчинских войсках, сфор­ 16

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz