Мосолов, С. В. Эпоха царей Александра I и Николая I : курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Москва] : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
Его заботы самые многотрудные, он подобен греческо му титану, держащему на своих плечах весь православ ный мир. В народном сознании сложилась мечта о добром «царе-батюшке», ставшая впоследствии важной состав ляющей русской самодержавной власти. «Царь-батюш ка» символизирует близость верховного правителя к простому народу, надежду на постоянную заботу о своих детях — подданных, подобно родному отцу, а также веру в его высшее, неограниченное милосердие. Вместе с тем образ «царя-батюшки» концентрирует в себе всю возможную в то время земную власть — госу дарственную, церковную и родовую. Как «царь» — он глава всего государства, как «батюшка» — он представ ляет вместе с патриархом главу Церкви, то есть высшее духовное лицо, а как «родной батюшка» — является отцом всего народа. Характерно, что даже Петру I не удалось разрушить основы русской традиционной жизни, когда он заменил царство империей, дабы подчеркнуть преемственность государственной власти от католического Рима. В народ ном сознании он так и остался великим царём, а вовсе не первым императором российским. По-видимому, не случайно, что Пётр по прошению Сената и Синода принял титул Отца Отечества. А в период правления Николая I в 1833 году был принят государственный гимн Российской Империи, который начинался словами: «Боже, Царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу, на славу нам!» Именно царя, а не императора. Многие века народное сознание рассматривало царя как связующее звено между Богом и Отечеством. Лозунг «За Бога, Царя и Отечество» выражал русскую нацио 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz