Мосолов, С. В. Эпоха царей Александра I и Николая I : курс русской истории / Сергей Мосолов. – [Москва] : Издательские решения, 2017. – 541, [4] с. : ил.
и церковное и монастырское, и всего православного хри стианства всея Русские земли власть и попечение вручил ему».1 Но истым русским царём становится Иван IV Гроз ный: сначала в 1547 году русская Церковь венчает его на царство, а затем он получает Соборную грамоту 1561 года от Константинопольского (Вселенского) пат риарха Иоасафа. В этой грамоте патриарх совместно с Собором признаёт Ивана IV потомком приснопамят ной царевны Анны Византийской (сестры Василия Баг рянородного, ставшей женой киевского великого князя Владимира Святославича — крестителя Руси), царём законным и утверждает «реченному царю, господину Иоанну, быть и называться ему царём законным и благо честивейшим». Иван Грозный долго добивался этого вселенского церковного статуса «царя — помазанника божия» для того, чтобы сконцентрировать в своих руках всю воз можную власть, чтобы от имени Бога держать в своих руках все бразды правления русской землёй. «Землёй» для него были и все подданные (народ), и всё их имуще ство, и природные богатства. При этом он задаёт жёсткую властную иерархию, в которой сам занимает место под Богом и стоит над всей русской православной землёй. То есть идея такова: Русский царь — «божий помазанник», только ему дарована самим Богом особая благодать — устраивать всё на русской земле, но не по своему хоте нию, а по божьему повелению. А потому воля царя — закон. Он за всё в ответе перед Богом на своей земле. 'К арташ ев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. — М.: Терра, 1997. 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz