Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

ли царскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном теат­ ре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер), из бале­ тов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озе­ ро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танце­ вали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламанд­ ском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами. 13 (26) февраля 1903 года состоялась вторая (основ­ ная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Нико­ лай II был одет в костюм своего любимого царя («выход­ ное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опа- шень1 золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Алек­ сандра Фёдоровна в костюм царицы Марии Ильиничны Милославской. Придворные дамы были одеты в сарафа­ ны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присут­ ствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века. Великий князь Александр Михайлович так описывал костюмы участников бала: «Ксения была в наряде бояры­ ни, богато вышитом, сиявшем драгоценностями, кото­ рый ей очень шёл. Я был одет в платье сокольничего, ко­ торое состояло из белого с золотом кафтана с нашитыми на груди и спине золотыми орлами, розовой шелковой 1Опашень —старинная русская мужская одежда —долгополый каф­ тан (из сукна, шёлка и прочего) с длинными широкими рукавами, ча­ стыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником. 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz