Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.
но. Семья жила в тёмном мире одних и тех же событий, одних и тех же интересов. Здесь было скучно. Дом, ого роженный двор да небольшой сад —вот вся территория, доступная семье. Всегда одни и те же люди. Даже в церк ви узники не могли иметь ни с кем общение, так как на род не допускался, когда там молилась семья. Физиче ский труд, игра в городки, качели и ледяная гора — это все развлечения, доступные для них. Чтобы скрасить жизнь, дети усиленно занимались уроками. Им преподавали: Государь —историю и геогра фию Алексею Николаевичу, Государыня — богословие всем детям и немецкий язык Татьяне Николаевне. Мате матику и русский язык преподавала Битнер. Гендрикова занималась по истории с Татьяной Николаевной. Жи- льяр и Гиббс преподавали французский и английский языки. Иногда ставились домашние пьесы на английском и французском языках. В них принимали участие дети. Грусть была у детей, когда они в свободные часы су мерек сидели у окна и на улице видели свободных людей. То же чувство звучит в некоторых записках государы ни к Гендриковой, когда она именует в них себя «узни цей». Алексей отмечает в дневнике 22 ноября 1917 года: «Весь день прошёл как вчера и так же скучно». Временное правительство отказалось давать какое- либо содержание царской свите. С приходом большевиков к власти, в Тобольске обра зуется Солдатский комитет, избранный охраной царя. Отношение комитета к бывшему императору, в целом, было враждебным. С середины декабря царской семье было запрещено посещать церковь, за исключением праздников. В конце декабря Солдатский комитет постановил снять у свергнутого царя погоны, что он сам воспринял, 636
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz