Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

по лбу. При этом страшным голосом, прямо-таки потря­ сающим, кричал: «Дьявол! Именем Божьим запрещаю те­ бе прикасаться к женскому полу. Запрещаю тебе входить в царский дом, иметь дело с царицей. Разбойник — ты! Как мать в колыбели вынашивает своего ребенка, так и Святая Церковь своими молитвами, благословениями, подвигами вынянчила великую святыню народную —са­ модержавие царей. А теперь ты, гад, губишь, разбиваешь наши священные сосуды — носителей самодержавной власти. Доколе же ты, окаянный, будешь это делать? А? Говори! Побойся Бога, побойся этого животворящаго креста!.. Ты, гад, меня обошёл, а теперь я вижу, какой ты есть на самом деле, и вижу, что на мне лежит грех —при­ ближения тебя к царской семье. Ты позоришь её своим присутствием, своим поведением и своими рассказами, ты порочишь имя царицы, ты осмеливаешься своими недостойными руками прикасаться к её священной особе. Это нельзя терпеть дальше. Я заклинаю тебя именем Бога живого исчезнуть и не волновать русский люд своим при­ сутствием при царском дворе». Бесноватый Митя Козельский1, присутствующий 1Митя Козельский (Попов Дмитрий, он же: «Коляба», «Гугнивый» и «Пискун») — юродивый, косноязычный «Божий человек», житель города Козельска, появился при Царском дворе перед Распутиным. Он был кривоногим, горбатым и вместо рук имел две бесформенные культи. Из-за слабого зрения и слуха его надо было водить за культю. Вместо речи он с трудом выдавливал из себя непонятное мычание. Во время припадка эпилепсии он начинал визжать, а затем переходил на страшный рык и вой. Судорожные движения культей усиливали отталкивающий вид юродивого. Необходимо было иметь очень креп­ кие нервы, чтобы спокойно стоять рядом с ним во время припадков и пытаться угадать, что обозначают его физические кульбиты и нечле­ нораздельные выкрики, которые впоследствии истолковывались как 429

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz