Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

была знаменита ещё и тем, что первой из русских бале­ рин исполнила 32 фуэте1. Итак, в свободное от выступлений время, Матильда ищет встреч с Николаем, прогуливаясь в местах, где мог­ ла с ним как бы случайно столкнуться. После начала лет­ него театрального сезона в Красном селе ей удалось об­ ратить на себя внимание наследника. Он многократно отмечал её присутствие на сцене и признал, что она ему «положительно, очень нравится». Красносельский театр стал для него «милым», и даже простое стояние в строю возле него «дразнило своими воспоминаниями». Летом 1890 года Матильде суждено было войти в нед­ ра императорской фамилии и остаться в них. Она захва­ тила Николая при первом же свидании. «Кшесинская 2- я2 мне положительно очень нравится» и «положительно Кшесинская 2-я меня очень занимает», — записывает Николай в дневнике. А уже в июле 1890 года он ведёт с царём-отцом серьёзный разговор о романе с Кшесин- ской. Как наследник он должен был думать о браке, о жене законной. И у Николая в разгар любовных отно­ шений с Кшесинской возникли мечты о женитьбе как раз на той, кто стала потом его женой, —Алисе Гессен- Дармштадтской. И в то время, когда воспоминания 1Фуэте — общепринятое сокращенное название виртуозного движе­ ния классического танца, исполняющегося как ряд последовательно повторяющихся туров в быстром темпе и на одном месте, при выпол­ нении которых работающая нога по окончании каждого поворота на 360° открывается точно в сторону на высоту 45—90°. В балетах «Корсар», «Пахита», «Дон Кихот», «Лебединое озеро» исполнитель­ ница главной партии исполняет по 32 фуэте подряд. 2Матильду называли Кшесинской 2-ой, а Кшесинской 1-ой —явля­ лась её старшая сестра — балерина Юлия Кшесинская (в замужестве Зедделер, 1866—1969). 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz