Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

По поводу этого вечера в дневнике Государя Императора Николая Второго под датой 23 марта 1890 года было за­ писано: „Поехали на спектакль в Театральное училище. Была небольшая пьеса и балет. Очень хорошо. Ужинали с воспитанниками11. Так я узнала через много лет об его впечатлении от нашей первой встречи»1. Вообще, надо сказать, что уже в первый свой сезон Кшесинская, несмотря на свой небольшой рост (153 см), станцевала в двадцати двух балетах и двадцати одной опере (тогда было принято делать в оперных представле­ ниях танцевальные вставки). Роли были небольшие, но ответственные и позволяли Малечке (Матильде) блес­ нуть своим талантом. Перепадали ей и серьёзные партии. Матильда танцевала в балетах Мариуса Петипа2 и Льва Иванова3, исполняя партии феи Драже в «Щелкунчике», Пахиты в одноимённом балете, Одетты-Одиллии в «Ле­ бедином озере» и Никии в «Баядерке». Первой большой ролью Кшесинской стала партия Мариетты-Драгониац- цы в итальянском балете «Калькабрино». Затем, после отъезда итальянки Карлотты Брианца на родину, к ней перешла роль принцессы Авроры в «Спящей красавице». Специально для бенефиса Кшесинской Мариус Петипа поставил несколько спектаклей: «Пробуждение Флоры», «Времена года», «Арлекинада» и «Баядерка». Матильда 1Кшесинская М. Воспоминания. —М.: АРТ, 1992. С. 29. 2Мариус Иванович Петипа (1818—1910) — французский и россий­ ский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог. 3Лев Иванович Иванов (1834—1901) —русский артист балета, балет­ мейстер, балетный педагог. Исполнял ведущие роли классического репертуара и характерные партии. В балетмейстерской работе боль­ шое значение придавал музыке, видя в ней источник хореографиче­ ской образности. С 1882 года режиссёр, с 1885 второй балетмейстер Мариинского театра, помощник М. И. Петипа. 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz