Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

ку, удобрение, современные способы работы на земле и так далее. В конечном итоге только они работали вы­ годно с экономической точки зрения. Все остальные хо­ зяйства, которые были образованы в ходе аграрной ре­ формы Столыпина, оказались убыточными. Связано это было с тем, что подавляющее большинство выходящих из общины людей были бедняками, которые не были за­ интересованы в развитии аграрного комплекса. Поме­ щичьи хозяйства утратили былую хозяйственную значи­ мость. Крестьяне в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3% земель и владели 94% сель­ скохозяйственных животных.1 Сибирская политика. «Столыпинские вагоны» Особое значение Столыпин уделял восточной части Российской империи. В своей речи от 31 марта 1908 года в Государственной Думе, посвящённой вопросу о целе­ сообразности постройки Амурской железной дороги, он произнёс: «Не забывайте, господа, что русский народ всегда сознавал, что он осел и окреп на грани двух частей света, что он отразил монгольское нашествие и что ему дорог и люб Восток; это его сознание выражалось всегда и в стремлении к переселению, и в народных преданиях, оно выражается и в государственных эмблемах. Наш орёл, наследие Византии, — орёл двуглавый. Конечно, сильны и могущественны и одноглавые орлы, но, отсе­ 1Данные сельскохозяйственной переписи 1916 года, по книге: Че- линцев А. Н. Русское сельское хозяйство перед революцией. — М.: Новый агроном, 1928. 379

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz