Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

дор. Причём о последнем стоит сказать особо. Иеромо­ нах Илиодор (в миру — Сергей Труфанов (1880-1952), донской казак), принимал самое активное участие в де­ ятельности «Союза русского народа», а также в черносо­ тенной печати —«Почаевском Листке», «Вече» и других. Илиодор, этот монах-воин и трибун, устраивал митин­ ги, на которые сходились многотысячные толпы народа. Тут-то он и вёл крайне резкую агитацию против евреев и инородцев вообще. По его словам выходило так, что во всех бедствиях Руси повинны евреи, а посему громо­ гласно призывал: «Прочь жидовское царство! Долой красное жидовское равенство и братство! Бей их так, чтобы от них одни галоши остались! Да здравствует один на Руси батюшка царь наш православный, царь наш самодержавный!». В голове иеромонаха удивитель­ ным образом сочетались идеи крестьянского народниче­ ства с махровейшими идеями черносотенства. Сам Столыпин отлично понимал, что деятельность Илиодора рано или поздно закончится еврейскими по­ громами, а затем —яростным ответом революционеров. В воздухе снова запахло грозой, и замаячил призрак за­ тухшей вроде бы революции. И Столыпин принял меры. В январе 1911 года Синод решил перевести Илиодора в захудалый монастырь Тульской епархии. Но неистовый монах отказался подчиниться. Он заперся с несколькими тысячами сторонников в храме и объявил голодовку. Другой ярый черносотенец епископ Гермоген поддержал своего друга Илиодора, но иеромонаху это не помогло — Николай II распорядился немедленно убрать его из Ца­ рицына. Однако у Илиодора оказался ещё один могуще­ ственный друг —Григорий Распутин. И Илиодор остался в Царицыне вопреки решению царя. Распутин защищал его удивительно страстно. Илиодор в своих записках о Распутине пишет, как некая графиня Игнатьева «толь­ ко заикнулась» против него — и тотчас «в разговор вме­ 369

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz