Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.
вие» и благодарил в молитвах принца Георга за своё чу десное спасение. Годы спустя именно травмой головы политические противники Николая объясняли его недо статки как лидера государства. Впрочем, покушение в Оцу оставило и другой след. Выражение «японский го родовой» отлично прижилось в русской речи как досад ное восклицание на внезапно возникшее происшествие. Путешествие по Сибири В день отплытия из порта Кобе 7 мая 1891 года, Нико лай записал в свой дневник последнее впечатление о Японии: «Настал последний день нашей стоянки в японских водах; странно сказать, что не без грусти оставляю эту любопытную страну, в которой мне всё нравилось с самого начала, так что даже происшествие 29-го апреля не оставило после себя и следа горечи или неприятного чувства»1. 11 мая наследник прибыл во Владивосток. Здесь на чинается осуществление главной государственной задачи путешествия, связанной с основанием Великой Сибир ской железной дороги. Стоит отметить, что дискуссии о необходимости строительства этого стратегического пути, который свя зал Дальний Восток и Восточную Сибирь, шли с 1870-х годов. Работало несколько высочайше назначенных ко миссий, проводились изыскания различных маршрутов в Сибири, делались экономические расчёты. В конце 1880-х годов это строительство начали активно лоббиро вать военные. В 1886 году генерал-губернаторы Приаму 1ГА (Государственный архив) РФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 225. Л. 205. 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz