Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.
участия в надзоре за закономерностью действий поста новленных от нас властей». Эта норма была закреплена в ст. 86 Основных законов Российской империи в ре дакции от 23 апреля 1906 года: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Историческое зна чение Манифеста заключалось в распределении прежде единоличного права императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (пред ставительным) органом — Государственной думой. Ма нифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы», учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за царём сохраня лось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами. Также Манифест провоз глашал и предоставлял политические права и свободы, такие как: свобода совести, свобода слова, свобода со браний, свобода союзов и неприкосновенность лично сти. В результате принятия манифеста царём были вне сены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией. (С текстом Манифеста от 17 октября 1905 года можно ознакомиться в Прило жении в конце книги). Манифест 20 февраля 1906 года дополнительно определил способы законодательного взаимодействия органов высшей власти; фактически он преобразовал Государственный совет Российской империи в подобие верхней палаты парламента. Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля (10 мая) 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. 326
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz