Мосолов, С. В. Царь последний : русская история / Сергей Мосолов. — [Б. м.] : Издательские решения, 2018. — 730 с. : ил.

бывал в Кагосиме, затем в Нагасаки и в Кобе. Из Кобе цесаревич по суше добрался до Киото, где встретился с делегацией, возглавляемой принцем Арисугавой Такэ- хито. Поскольку это был первый визит наследника ино­ странного престола в Японию, и из-за быстрого роста военного влияния Российской империи на Дальнем Во­ стоке, японское правительство уделило большое внима­ ние этому визиту, чтобы поспособствовать улучшению российско-японских отношений. Николай проявил интерес к японским традицион­ ным ремёслам, а в Нагасаки даже сделал себе татуировку, последовав за модой, распространившейся со второй по­ ловины XIX века в кругах высшей английской аристокра­ тии. Подробности этого события таковы. На одном из официальных мероприятий цесаревич обратился к принимающей стороне с неожиданной просьбой — представить ему местных мастеров татуировки, об искус­ стве которых он узнал из туристического справочника. На следующий день на борт флагмана русской эскадры доставили двух мастеров из Нагасаки, один из которых нанёс рисунок на руку греческого принца, а второй — на правое предплечье русского цесаревича. Болезненная операция длилась семь часов. В результате Николай об­ завёлся изображением чёрного дракона с жёлтыми рож­ ками, зелёными лапками и красным брюшком. Посетил цесаревич со своей свитой и местные увесе­ лительные заведения, где мило общался с гейшами. В Российской национальной библиотеке сохранились фотографии, на которых изображены «офицеры эскадры со своими японскими жёнами». В одном из таких заведе­ ний Николай познакомился с гейшей по имени Моорока О-Мацу. Сохранился её своеобразный портрет — в виде куклы в натуральную величину, которая хранится в пе­ тербургской Кунсткамере (Музее антропологии и этно­ графии имени Петра Великого РАН). Она сделана со- 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz